Не смотря на ряд публикаций коллег на тему «Что такое
государственная информационная система» и «чем отличается ГИС от обычных ИС», понятие
«ГИС» по-прежнему остается достаточно размытым. Ряд специалистов и многие
представители регуляторов (ФСТЭК, Минкомсвязи) по-прежнему считают, что любой
компьютер, купленный за бюджетные деньги, есть ГИС. Доказать обратное, опираясь
на ФЗ-149 – сложно, а на Постановление Правительства 2012 г №644 – и вовсе
невозможно. Совсем недавно обучавшиеся у меня коллеги из Дальневосточного ФО говорили, что
местная ФСТЭК считает все информационные системы государственных и даже
муниципальных (!) органов ГИС-ами и, как следствие, требует привести их в
соответствие Приказу 17. Почему требует, она, конечно, не объясняет.
Принятое на днях Постановление Правительства от 06 июля 2015 г №676 слегка уточняет понятие «ГИС». Во всяком случае, из него следует,
что «основанием для создания системы
является:
а) обязанность органа исполнительной власти по созданию
системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;
б) решение органа исполнительной власти о создании
системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий».
Т.о., просто так решить «а давайте-ка создадим ГИС, на
всякий случай…» теперь не получится. Не получится и «причислить к лику ГИС»
любую создаваемую в гос. органе локальную сеть.
Правда, закон обратной силы не имеет и ничто не помешает
регуляторам считать ранее созданные ИС государственными, даже если это всего
лишь компьютер в бухгалтерии администрации области (что нередко и происходит).
Отметим, что по сравнению со своим проектом Постановление
676 получилось гораздо короче. Так, решение о создании ИС не нужно
согласовывать с Минкомсвязи и Счетной палатой (а проект этого требовал). Кроме
того, не отменяется Постановление Правительства 2009 г №793, (в соответствии с
которым ведется учет Федеральных ГИС). Т.е. Федеральные ГИС будут вводиться в эксплуатацию
сразу по двум постановлениям (это у нас любят).
Исчез так же пункт о безвозмездном гарантийном
обслуживании ГИС (что правильно, вряд ли нашлось бы много желающих выполнять
такое обслуживание).
Если копнуть глубже, увидим, например, что новое
постановление очень упрощенно описывает порядок опытной эксплуатации ИС, а вот
ГОСТ 34.603 (на который ссылается Приказ 17) требует в ходе опытной
эксплуатации вести «Журнал опытной эксплуатации» и разрабатывать «Акт о
завершении опытной эксплуатации и допуске АС к приемочным испытаниям». Опять
оператор ГИС в дураках: в Постановлении написано одно, а в ГОСТе – другое.
Естественно, в ходе проверок будут требовать выполнения обоих документов,
слегка противоречащих друг другу.
Но все же в целом новое постановление – шаг вперед в
вопросе эксплуатации ГИС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий